Консалтинг Стандарт
Привлеките к решению Ваших задач профессионалов

Финансы
Составление отчётности
Ведение бухгалтерского учёта
Бухгалтерское сопровождение
Восстановление учёта
Аудит

HR
Семинары

ИТ
Бухгалтеру
Кадровику
Юристу
Каталог

Образцы документов

Контакты


Теперь мы партнёры

Налоговый учет расходов на благоустройство территории

Вопрос поступил на линию консультаций Информационной Аналитической Системы «1С:Консалтинг. Стандарт» в январе 2009 года

[О ИАС 1С:Консалтинг.Стандарт]   [Рассылки]   [Линия консультаций]   [Примеры использования]   [Обновления]   [Технические требования]   [Диагносты]   [Конструкторы]

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования; специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты, не подлежат амортизации. При этом Налоговый кодекс РФ не расшифровывает, какое именно имущество признается объектами внешнего благоустройства. В результате у многих плательщиков налога на прибыль возникают сомнения при решении вопроса налогового учета расходов на благоустройство территории. Например, один из наших пользователей задал следующий вопрос: подлежит ли амортизации газон, устройство которого произведено за счет собственных средств на объекте спортивно-гостиничного комплекса? Фирма, которая произвела благоустройство территории, оказывает услуги, связанные с использованием спортивных объектов.

Отвечает специалист проекта Информационная Аналитическая Система «1С:Консалтинг. Стандарт»: аудитор Елена Сигаева

В российском налоговом законодательстве такие понятия как «благоустройство территории» или «внешнее благоустройство» не раскрываются. Минфин России в своих письмах от 13.10.2004 № 03-03-01-04/1/73 и от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/201 предлагает руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, согласно которому к таким объектам относятся внутренние дороги, газоны, клумбы, фонтаны, скульптуры, декоративные панно и т.д. При этом чиновники указывают, что амортизация по данным объектам не начисляется на основании пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в письме от 30.01.2008 № 03-03-06/1/63.

По прошествии некоторого времени, финансисты уточнили, что, так как определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94).

Арбитражная практика по поводу отнесения к расходам затрат на благоустройство территории неоднозначна.

В частности, суды признают обоснованными затраты по благоустройству в тех случаях, когда они обусловлены требованиями санитарных норм и правил. Если фирма озеленяет территорию для того, чтобы улучшить внешний вид прилегающего пространства, то такие расходы также можно признать обоснованными и направленными на получение дохода (постановления ФАС Центрального округа от 25.04.2007, 26.04.2007 № А68-АП-400/14-04, ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2004 № А26-8219/03-210).

Стоит заметить, что сама формулировка пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ вызывает вопросы. Цитируем: "Не подлежат амортизации … объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты". Непонятно, относится ли оговорка о целевом финансировании ко всем объектам или только к объектам лесного и дорожного хозяйства.

В арбитражной практике существуют примеры, когда судьи приходили к выводам, что по объектам, которые сооружены налогоплательщиком без привлечения источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, можно начислять амортизацию (постановление ФАС Уральского округа от 26.06.2008 № Ф09-4500/08-С3 по делу № А50-14710/07, ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 по делу № А56-4910/2007).

В то же время есть и противоположные решения. Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 по делу № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1, в котором говорится, что к имуществу, на которое не начисляют амортизацию, относятся все объекты внешнего благоустройства независимо от источника финансирования.

Таким образом, принимая решение о том, амортизировать ли объект внешнего благоустройства, налогоплательщик должен быть готов к тому, что свою точку зрения о начислении амортизации по такому объекту ему придется отстаивать в суде.

 

 

2008-2014 Consulting Standard
Copyright © ConsultingStandard.ru
Все права защищены
При полном или частичном копировании гиперссылка на первоисточник обязательна
Отправить сообщение web@consultingstandard.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле