Финансы
Составление отчётности
Ведение бухгалтерского учёта
Бухгалтерское сопровождение
Восстановление учёта
Аудит
HR
Семинары
ИТ
Бухгалтеру
Кадровику
Юристу
Каталог
Образцы документов
Контакты
|
|

Теперь мы партнёры
Налоговый учет расходов на благоустройство
территории
Вопрос поступил на линию
консультаций Информационной Аналитической Системы «1С:Консалтинг.
Стандарт» в январе 2009 года
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего
благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства,
сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или
иного аналогичного целевого финансирования; специализированные сооружения
судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты, не подлежат
амортизации. При этом Налоговый кодекс РФ не расшифровывает, какое именно
имущество признается объектами внешнего благоустройства. В результате у
многих плательщиков налога на прибыль возникают сомнения при решении
вопроса налогового учета расходов на благоустройство территории. Например,
один из наших пользователей задал следующий вопрос: подлежит ли
амортизации газон, устройство которого произведено за счет собственных
средств на объекте спортивно-гостиничного комплекса? Фирма, которая
произвела благоустройство территории, оказывает услуги, связанные с
использованием спортивных объектов.
Отвечает специалист проекта
Информационная Аналитическая Система «1С:Консалтинг. Стандарт»: аудитор
Елена Сигаева
В российском налоговом законодательстве
такие понятия как «благоустройство территории» или «внешнее
благоустройство» не раскрываются. Минфин России в своих письмах от
13.10.2004 № 03-03-01-04/1/73 и от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/201
предлагает руководствоваться Общероссийским классификатором основных
фондов, согласно которому к таким объектам относятся внутренние дороги,
газоны, клумбы, фонтаны, скульптуры, декоративные панно и т.д. При этом
чиновники указывают, что амортизация по данным объектам не начисляется на
основании пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в
письме от 30.01.2008 № 03-03-06/1/63.
По прошествии некоторого времени,
финансисты уточнили, что, так как определение понятия
«благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве,
необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте
использования для целей налогового законодательства. Под
расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать
расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и
направлены на создание удобного, обустроенного с практической и
эстетической точки зрения пространства на территории организации. Расходы
на благоустройство территории текущего характера, не связанные с
коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях
налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью,
направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют
критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ (письмо
Минфина России от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94).
Арбитражная практика по поводу отнесения
к расходам затрат на благоустройство территории неоднозначна.
В частности, суды признают обоснованными
затраты по благоустройству в тех случаях, когда они
обусловлены требованиями санитарных норм и правил.
Если фирма озеленяет территорию для того, чтобы улучшить внешний вид
прилегающего пространства, то такие расходы также можно признать
обоснованными и направленными на получение дохода (постановления ФАС
Центрального округа от 25.04.2007, 26.04.2007 № А68-АП-400/14-04, ФАС
Северо-Западного округа от 16.06.2004 № А26-8219/03-210).
Стоит заметить, что сама формулировка пп.
4 п. 2 ст. 256 НК РФ вызывает вопросы. Цитируем: "Не подлежат амортизации
… объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты
дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с
привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого
финансирования,
специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные
объекты". Непонятно, относится ли оговорка о целевом финансировании ко
всем объектам или только к объектам лесного и дорожного хозяйства.
В арбитражной практике существуют
примеры, когда судьи приходили к выводам, что по объектам, которые
сооружены налогоплательщиком без привлечения
источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования,
можно начислять амортизацию
(постановление ФАС Уральского округа от 26.06.2008 № Ф09-4500/08-С3 по
делу № А50-14710/07, ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 по делу №
А56-4910/2007).
В то же время есть и противоположные
решения. Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от
10.03.2006 по делу № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1, в котором говорится,
что к имуществу, на которое не начисляют амортизацию, относятся все
объекты внешнего благоустройства независимо от источника финансирования.
Таким образом, принимая решение о том,
амортизировать ли объект внешнего благоустройства, налогоплательщик должен
быть готов к тому, что свою точку зрения о начислении амортизации по
такому объекту ему придется отстаивать в суде.
|