
Теперь мы партнёры
Налогообложение расходов на дегустацию продукции
Вопрос поступил на линию
консультаций Информационной Аналитической Системы «1С:Консалтинг.
Стандарт» в июле 2009 года
Многие фирмы в целях продвижения своей продукции
проводят его дегустацию. Наиболее часто возникающие при этом вопросы
следующие:
Отвечает специалист проекта
Информационная Аналитическая Система «1С:Консалтинг. Стандарт»: аудитор
Елена Сигаева
Налоговый учет
Расходы на дегустацию продукции можно
учесть в качестве расходов на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от
13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц
и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом главная сложность заключается в
необходимости подтверждать наличие такого основного признака рекламы, как
неопределенность целевой аудитории.
Например, если дегустация продукции
проводится в магазинах, на ярмарках, на улице, т.е. с целью ознакомления с
этой продукцией неопределенного круга потребителей, то имеют место
рекламные расходы. С этим согласны как контролирующие органы (см. письма
Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/113, УФНС России по г. Москве от
19.11.2004 № 26-12/74944, УМНС России по Московской области от 20.10.2004
№ 06-21/18767), так и суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от
03.05.2007 № А13-16685/2005-21).
Если же круг дегустаторов ограничен,
например, при проведении дегустации в детских садах и школах, которые
являются потенциальными покупателями организации, то речь идет не о
расходах на рекламу, а именно о безвозмездной передаче имущества,
стоимость которого в целях налогообложения не учитывается (п. 16 ст. 270
НК РФ).
Если расходы на дегустацию соответствуют
понятию рекламных расходов, то в налоговом учете данные расходы
нормируются и
принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы в размере, не
превышающем 1% выручки
(письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/113, от 16.08.2005 №
03-04-11/205, УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944).
Документальное
оформление расходов на дегустацию
Расходы на организацию и проведение
дегустации, как и все остальные расходы компании, должны подтверждаться
соответствующими документами. Причем дегустационная кампания – это как раз
тот случай, когда чем больше документов, тем лучше.
Для начала целесообразно составить
документ, обосновывающий проведение дегустации с
экономической точки зрения.
Некий бизнес-план, где стоит подробно расписать цели, которых компания
желает достичь, проводя дегустацию: увеличение спроса на продукцию,
привлечение большего числа покупателей, рост объема продаж и прибыли. Если
планируемая дегустация не будет для организации разовой акцией, а будет
проводиться регулярно, то необходимо утвердить график
дегустационной кампании. Он может существовать в виде отдельного
документа, а может являться частью бизнес-плана. Стоит также составить
смету расходов
на проведение промоакций. На каждую дегустацию рекомендуется оформлять
приказ
(распоряжение) руководителя, утверждающий порядок ее проведения: место,
время, вид продукции и т.п.
Затем необходимо иметь документы,
подтверждающие сам факт проведения дегустации. Во-первых, это
отчет о проведении акции.
В нем обычно указывают время и место проведения дегустации, вид
дегустируемой продукции, количественные итоги дегустации, информацию о
количестве покупателей, принявших участие в акции, их отзывы, а также
приводят выводы и рекомендации по итогам акции. По результатам проведения
дегустации можно составить фото- или видеоотчет.
И, конечно же, не обойтись без первичных документов,
на основании которых стоимость передаваемой продукции будет списываться в
учете. Такими документами могут быть накладные и акты о передаче
продукции, отчет по расходам на дегустацию.
Если дегустационная компания оказала
положительное действие на результаты деятельности компании, то имеет смысл
этот факт задокументировать. Например, спустя некоторое время можно
составить отчет о динамике объема продаж,
сравнив показатели до и после проведения промоакции.
НДС
По мнению налоговых органов, в силу п. 1
ст. 146 НК РФ при передаче в рекламных целях продуктов
питания для дегустации
происходит безвозмездная реализация товаров. Следовательно,
возникает объект обложения НДС
(при условии, что покупная стоимость или расходы на производство единицы
продукции превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ)). Такие выводы
можно найти, например, в письме УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 №
20-12/102577.1 "О порядке налогообложения НДС безвозмездной передачи
продукции в рекламных целях".
Поэтому при передаче продуктов питания
для дегустации стоимостью ниже 100 руб. НДС не начисляют, а сумму входного
НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы организации. В
данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не
облагаемых НДС.
Если расходы на приобретение
(изготовление) единицы рекламной продукции составляют более 100 руб.,
тогда налог нужно исчислить в том же порядке, что и при безвозмездной
передаче товаров. При этом входной НДС, относящийся к розданной продукции
(товарам, работам, услугам), принимается к вычету в общем порядке (письмо
МНС России от 26.02.2004 № 03-1-08/528/18).
Однако у судебных органов иное мнение.
Арбитры считают, что расходы на дегустацию НДС не облагаются.
Например, ФАС Северо-Западного округа в
постановлении от 03.05.2007 по делу № А13-16685/2005-21 указал, что
передача продукции в рамках рекламной кампании является
расходами на рекламу и не может быть квалифицирована как безвозмездная
передача товара согласно пп. 1
п. 1 ст. 146 НК РФ.
Аналогичное мнение выражено в
постановлениях ФАС Московского округа от 08.10.2007 по делу №
А40-63038/06-139-289, ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2007 по делу №
А11-306/2007-К2-23/55, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2007 по
делу № А33-11414/06-Ф02-1651/07, ФАС Центрального округа от 05.03.2007 по
делу № А14-15515/2005/631/34.
|