Финансы
Составление отчётности
Ведение бухгалтерского учёта
Бухгалтерское сопровождение
Восстановление учёта
Аудит
HR
Семинары
ИТ
Бухгалтеру
Кадровику
Юристу
Каталог
Образцы документов
Контакты
|
|

Теперь мы партнёры
Некоторые вопросы, связанные с государственной
регистрацией изменений в уставе ООО
Вопрос поступил на линию консультаций Информационной Аналитической
Системы «1С:Консалтинг. Стандарт» в июле 2009 года
С 1 июля 2009 г. Федеральный закон от 08.02.1998 №
14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (равно как и ГК РФ в
части положений об ООО) действует в новой редакции. В частности, все ООО,
созданные до 1 июля 2009 года, обязаны привести свои уставы и
учредительные договоры в соответствие с новыми требованиями ГК РФ и Закона
№ 14-ФЗ до 1 января 2010 года.
Специалисты ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт"
разработали специальный "Конструктор Уставов ООО", который стал доступен
всем пользователям системы с выпуска август 2009 г.
В ходе ознакомления с данным конструктором у
некоторых пользователей возникают вопросы. Приведем некоторые из них:
-
указываемая в уставе дата, например 01.08.2009,
как-то влияет на срок представления устава в налоговую инспекцию, т.е.
есть ли ограничения по срокам или можно до конца года подавать заявление,
независимо от указанной в уставе ООО даты?
-
уставный капитал, как указано, должен быть не менее
10 тысяч рублей, но фирма образовывалась в 2000 г., тогда МРОТ был ниже. В
итоге уставный капитал был и есть 8400 рублей. Надо ли нам добавлять 1600
рублей и, соответственно, вносить изменения в учредительные документы в
связи с увеличением уставного капитала?
-
вместе с уставом нужно предоставить договор
учреждения ООО и список учредителей (их у нас больше двух). Есть ли
обязательная форма этих документов? Нужна ли анкета на учредителей?
Отвечает специалист проекта
Информационная Аналитическая Система «1С:Консалтинг. Стандарт»: Светлана
Соболева
Федеральным законом от 30.12.2008 №
312-ФЗ (далее – ФЗ о внесении изменений), вступившим в силу с 01.07.2009,
внесены существенные изменения в часть первую ГК РФ (в нормы,
устанавливающие особенности правового положения обществ с ограниченной
ответственностью) и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах
с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО).
1) П. 3 ст. 5 ФЗ о внесении изменений
предусмотрено, что с 01.07.2009 уставы и учредительные договоры обществ,
созданных до указанной даты, до приведения их в соответствие с положениями
части первой ГК РФ и Закона об ООО в ред. от 01.07.2009 применяются в
части, не противоречащей указанным законодательным актам РФ.
При этом пунктом 2 ст. 5 ФЗ о внесении изменений установлена обязанность
ООО
привести свои
уставы в соответствие с
положениями части первой ГК РФ и Закона об ООО в ред. от 01.07.2009
не позднее 01.01.2010.
При этом ни Закон об ООО, ни ФЗ о внесении изменений не содержит норм,
ставящих срок обращения в регистрирующий орган в зависимость от даты,
которая указывается в уставе.
2)
С 01.07.2009 размер уставного капитала ООО
установлен в твердой сумме и должен составлять не менее десяти тысяч
рублей. Такое императивное правило предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 14
Закона об ООО.
Подробнее об этом см. в системе
"1С:Консалтинг. Стандарт" в справке "Уставный капитал общества с
ограниченной ответственностью" рубрики "Уставный капитал общества с
ограниченной ответственностью" подраздела "ООО (общество с ограниченной
ответственностью)" раздела "Организации. Предприниматели. Филиалы и
представительства".
В связи с этим общества с ограниченной
ответственностью обязаны привести размеры своих уставных капиталов в
соответствие с требованиями Закона об ООО.
Полагаем, что представление для
регистрации новой редакции устава ООО, содержащего сведения о размере
уставного капитала общества менее 10 000 рублей, не может повлечь отказ
налогового органа в государственной регистрации изменений, вносимых в
устав. Этот вывод основан на нормах п. 4.1 ст. 9, ст. 23 Федерального
закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о регистрации):
-
во-первых, регистрирующий орган не
проверяет форму представленных документов на предмет соответствия
федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (за исключением
заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных
документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о
регистрации;
-
во-вторых, Законом о регистрации не
предусмотрено такое основание для отказа, как несоответствие сведений,
указанных в представленных документах, требованиям нормативных правовых
актов РФ.
Также следует учитывать, что
несоответствие стоимости чистых активов общества, определенной по
окончании второго и каждого последующего финансового года, размеру
уставного капитала или минимального размера уставного капитала ООО может
повлечь для общества неблагоприятные последствия в виде обязанности:
-
в первом случае - уменьшить уставный
капитал до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;
-
во втором случае – ликвидироваться (п. 3
ст. 20 Закона об ООО).
Если указанные решения не будут приняты
обществом в разумный срок, кредиторы вправе потребовать от общества
досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения
им убытков. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических
лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления,
которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным
законом, в этих случаях вправе предъявить в суд требование о ликвидации
общества (п. 5 ст. 20 Закона об ООО).
3) Приведение устава ООО в соответствие с
положениями части первой ГК РФ и Закона об ООО в ред. от 01.07.2009 и его
последующая регистрация – это фактически государственная регистрация
изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Порядок
такой регистрации установлен Главой VI Закона о регистрации.
В п. 1 ст. 17 Закона о регистрации
содержится исчерпывающий перечень документов, которые представляются в
регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица:
-
заявление о государственной регистрации,
подписанное заявителем, по форме № Р13001 "Заявление о государственной
регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического
лица" (Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 №
439);
-
решение о внесении изменений в
учредительные документы юридического лица;
-
изменения, вносимые в
учредительные документы
юридического лица;
Учредительные документы могут
представляться либо в новой редакции, либо в форме изменений. Такой вывод
следует из анализа содержания формы № Р13001.
Следует учитывать, что состав
учредительных документов общества с ограниченной ответственностью
изменился с 01.07.2009.
С 01.07.2009 единственным учредительным документом общества
признается устав (п. 1 ст. 12
Закона об ООО). До указанной даты учредительными документами общества
являлись учредительный договор и устав.
Договор об учреждении общества, который
учредители общества заключают в письменной форме, в силу прямого указания
п. 5 ст. 11 Закона об ООО не является учредительным документом общества.
Таким образом, учитывая, что:
-
перечень документов, которые общество
обязано представить в регистрирующий орган для регистрации новой редакции
устава ООО, исчерпывающий и
-
единственным учредительным документом ООО
с 01.07.2009 является его устав, -
не требуется представлять в
регистрирующий орган договор об учреждении общества.
Поскольку в п. 1 ст. 17 Закона о
регистрации не указана обязанность представлять для регистрации новой
редакции устава ООО список участников ООО, необходимость в его
представлении также отсутствует.
В отношении актуального вопроса о том,
на основании какого документа
в ЕГРЮЛ будут вноситься
изменения, касающиеся размеров и номинальной стоимости долей
участников ООО, одновременно с
государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ в целях
приведения их в соответствие с частью первой ГК РФ и Законом об ООО в ред.
от 01.07.2009, отметим следующее. В п. 5 ст. 5 ФЗ о внесении изменений
указано, что налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о размерах и
номинальной стоимости долей участников соответствующих обществ на
основании:
-
их уставов в редакции, действующей на
момент государственной регистрации указанных изменений, или
-
вступившего в законную силу и
поступившего в регистрирующий орган на момент государственной регистрации
указанных изменений решения суда о принадлежности долей в уставном
капитале общества.
Эта редакция п. 5 ст. 5 ФЗ о внесении
изменений действует с 20.07.2009. В период с 01.07.2009 до 20.07.2009
пункт 5 ст. 5 ФЗ о внесении изменений предусматривал в качестве основания
для внесения в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей
участников учредительные договоры в редакции, действующей на момент
государственной регистрации указанных выше изменений в уставе.
Обратите также внимание на разъяснение,
приведенное в п. 6 письма ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@.
Сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества
вносятся в ЕГРЮЛ в отношении лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ на
момент государственной регистрации изменений в уставе общества.
Сведения о размерах и номинальной
стоимости долей участников общества, внесенные в ЕГРЮЛ, признаются
достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута
нотариально удостоверенными документами или заявлениями,
подписанными всеми указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, либо пока иное
не будет установлено решением суда.
Такое правило закреплено в п. 6 ст. 5 ФЗ
о внесении изменений.
Итак, подытожим вышеизложенное.
-
Законодательством предусмотрен срок, в
течение которого уставы обществ с ограниченной ответственностью должны
быть приведены в соответствие с нормами части первой ГК РФ и Закона об ООО
в ред. от 01.07.2009, – до 1 января 2010 года.
При оформлении устава общества на его титульном листе указывается дата
(обычно год). Учитывая положения действующего законодательства, эта дата
не влияет на срок представления устава в регистрирующий орган для
перерегистрации. Законодательство не содержит положений, согласно которым
срок представления документов в налоговый орган зависит от даты, указанной
в уставе.
-
Размер уставного капитала ООО с
01.07.2009 должен быть не менее десяти тысяч рублей. Если уставный капитал
ООО меньше указанной суммы, обществу необходимо увеличить его с тем, чтобы
размер уставного капитала общества составлял 10 000 рублей или более.
По нашему мнению, вопрос о сроках такого увеличения решается по усмотрению
самого общества. Представляется возможным увеличить уставный капитал до
указанного выше размера до представления на государственную регистрацию
новой редакции устава в целях его приведения в соответствие с частью
первой ГК РФ и Законом об ООО в ред. от 01.07.2009 (для того, чтобы
избежать споров по этому вопросу с налоговым органом). Если в налоговый
орган представляется новая редакция устава ООО, в которой указан размер
уставного капитала общества менее 10 000 рублей, и налоговый орган
отказывает в государственной регистрации изменений, такой отказ, на наш
взгляд, является неправомерным и может быть обжалован в суде.
-
Для государственной регистрации
изменений, вносимых в устав ООО в целях его приведения в соответствие с
частью первой ГК РФ и Законом об ООО в ред. от 01.07.2009, в налоговый
орган необходимо представить документы в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона
о регистрации.
Исходя из положений указанного закона и иных нормативных правовых актов,
по нашему мнению, представлять при этом договор об учреждении ООО и список
учредителей (участников) общества не требуется.
Поскольку Законом о регистрации не предусмотрена обязанность представлять
в налоговый орган названные документы, полагаем, что отказ в
государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем таких
документов неправомерен, т.к. не соответствует ст. 23 Закона о
регистрации.
В системе "1С:Консалтинг. Стандарт" см.
справку "Государственная регистрация изменений и дополнений в
учредительных документах" рубрики "Внесение изменений и дополнений в
учредительные документы" подраздела "Организации. Создание. Реорганизация.
Ликвидация" раздела "Организации. Предприниматели. Филиалы и
представительства".
Форма договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью
представлена в системе "1С:Консалтинг. Стандарт" в справке "Создание ООО"
рубрики "Создание ООО" подраздела "ООО (общество с ограниченной
ответственностью)" раздела "Организации. Предприниматели. Филиалы и
представительства".
Форму списка участников ООО планируется
включить в ближайшие выпуски системы "1С:Консалтинг. Стандарт".
|